Москва, Дмитровское шоссе, д. 27 корп.1
+7 (495) 782 93 34
На главную Наши проекты Ресурсный центр по реабилитации детей после кохлеарной имплантации
Ресурсный центр по реабилитации детей после кохлеарной имплантации
Нас поддерживают
Презентация проекта
Детям
Методические пособия, игры и упражнения
Оценка слухового поведения ребенка

В России около 1 миллиона детей с нарушениями слуха. Самый эффективный метод компенсации слуховой функции у глухих пациентов - операция по кохлеарной имплантации (КИ). Следует отметить, что сама операция является лишь частью проводимого лечения, а реабилитация имеет в данном случае не менее важное значение, чем хирургическое лечение. Однако, объемов финансирования хватает, по-сути, лишь на закупку кохлеарных имплантов, саму операцию и начальные реабилитационные мероприятия. Вместе с тем, после вживления импланта ребенок еще долгое время нуждается в реабилитации. В связи с этим, чрезмерную актуальность приобретает проблема реабилитации имплантированных пациентов, большинство из которых – дети дошкольного возраста.

К сожалению, можно констатировать, что на сегодняшний день целостная эффективная система реабилитация таких детей отсутствует.

 

Для создания условий успешной реабилитации детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, нами предлагается проект, направленный на внедрение информационных технологий поддержки лиц с нарушениями слуха, оказание методической, консультационной поддержки лицам, участвующим в реабилитации.

Действенная реабилитация детей даст ряд положительных социально-экономических эффектов, среди которых – повышение качества услуг и обеспечение их широкой доступности детям и семьям, воспитывающим детей с нарушениями слуха, внедрение новой помогающей технологии, сокращение расходов для родителей на реабилитацию и, главное, - успешная социализация и интеграция детей с нарушениями слуха в общество в качестве полноправных его членов.

 1111111111111111111111122222222222222233333333333333333444444444444444.bmp

Отличительными особенностями проекта являются научная обоснованность и практическая ориентация строго в соответствии с актуальными потребностями и запросами целевой группы проекта. Такой подход был достигнут благодаря поддержке и  сотрудничеству с членами экспертного сообщества на всех этапах проекта.

Нарушение слуха или полная его потеря – очень печальный диагноз и для ребенка, и для его родителей. В России сегодня рождается примерно 6 глухих детей на каждые 10 000 новорожденных.

Нарушение слуха, лишающее человека богатства мира звуков, является причиной психического отягощения и затруднения его адаптации в современном обществе. Однако такой диагноз вовсе не означает, что жизненный удел ребенка с нарушением слуха – одиночество и изоляция. В настоящее время самым эффективным методом компенсации слуховой функции у глухих пациентов является операция кохлеарной имплантации.

Эксперты говорят о том, что наиболее успешно решен вопрос самой операции по кохлеарной имплантации – есть импланты, необходимое оборудование, подготовленные специалисты. Одной из сложнейших проблем стала проблема реабилитации, так как сама операция не является конечным лечебным мероприятием и требует 2–3-х летней последующей реабилитации пациентов с участием целого ряда специалистов и родителей.

 

Послеоперационная слухоречевая реабилитация является важнейшей составной частью всех мероприятий по кохлеарной имплантации, без нее невозможно достижение оптимального результата в развитии естественного слухоречевого поведения.

Тем не менее, в России на сегодняшний день не сложилась эффективная система реабилитации таких детей. Существует ряд проблем, затрудняющих успешность реабилитации детей после кохлеарной имплантации:

- отсутствие сурдопедагогов в территориях;

- недостаточная  координированность действий специалистов, участвующих в реализации сопровождения;

- низкая компетентность родителей и педагогов в данном вопросе.

Можно констатировать, что поддерживающей среды для семей, воспитывающих детей после кохлеарной имплантации, нет. Родители часто один на один остаются со своими проблемами, то и дело сталкиваясь с отсутствием информации о помогающих учреждениях и организациях, знаний о способах оказания действенной помощи своим детям, возможностях реабилитации, недоступностью коррекционно-реабилитационных услуг в силу их платности (высокой стоимости). Семьям необходимы ресурсы для дальнейшего развития ребенка после операции, и эти ресурсы могут быть активизированы при квалифицированной поддержке специалистов.

Поэтому актуальной задачей является обеспечение консультационной, информационно- методической поддержкой лиц, участвующих в реабилитации детей.

 

Один из самых доступных способов для большинства семей и специалистов, работающих в сфере реабилитации, – получение информации через сеть Internet. Сайты, информирующие по проблемам кохлеарной имплантации есть, но, в большей своей массе, они финансируются коммерческими компаниями, содержат материалы об операции, имплантах, слуховых аппаратах, методиках реабилитации без содержательной части, что само по себе не плохо. Проблема состоит в фрагментарности информации. Кроме того, нет ни одного ресурса, который позволил бы использовать контент в качестве учебного пособия по реабилитации, обеспечивать прямое систематическое общение врач-пациент, объединить экспертов в сфере кохлеарной имплантации на одной площадке для предоставления возможности лицам, участвующим в реабилитации, получать достоверную, актуальную информацию по слухоречевой реабилитации, пользоваться тематической библиотекой. 

 

Еще одной проблемой является обеспечение родителей и специалистов дидактическими пособиями по слухоречевой реабилитации и обучение работе с ними. Значение дидактического материала трудно переоценить. Важным условием проведения реабилитационных занятий является воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Дети раннего и младшего возраста еще не способны выполнять то, что не вызывает у них интереса. Они достаточно быстро овладевают теми умениями, которые базируются на положительных эмоциях, чувствах радости, удовольствия.

 

Поэтому содержание пособий необходимо строить с опорой на наглядный материал, что будет способствовать становлению словарного запаса и грамматического оформления речи у детей после кохлеарной имплантации. Без применения красочного, доступного для понимания и возраста ребенка материала, усвоение его будет иметь существенные трудности, да и практически станет невозможным.

Пособия позволят ребенку активно участвовать в познании явлений окружающего мира, будут способствовать планомерному процессу адаптации и успешной интеграции детей с нарушениями слуха в общество. 

В первую очередь в таких пособиях нуждаются семьи, воспитывающие ребенка, перенесшего операцию по кохлеарной имплантации и находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также специализированные школы для детей с нарушением слуха.

 

Работа с дидактическим материалом требует определенных знаний и навыков, иначе качественный результат получить весьма сложно. Поэтому снова встает вопрос об информационно-методической  поддержке лиц, участвующих в реабилитации.

Оптимальный вариант решения этого вопроса  –  организация работы ресурсного информационно-методического центра по реабилитации детей после кохлеарной имплантации, деятельность которого получит развитие в следующих направлениях:

– организация консультационной поддержки лиц, участвующих в реабилитации с использованием возможности дистанционного общения;

          – информационно-методическое обеспечение процесса реабилитации детей после кохлеарной имплантации;

          - организация обучающих мероприятий для родителей и специалистов;

  - проведение мероприятий, направленных на выявление и распространение позитивного регионального опыта подготовки детей к операции по кохлеарной имплантации и организации их реабилитации.

 

Основные цели и задачи проекта:

Цель –  развитие деятельности информационно-методического ресурсного центра по реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации.

Задачи:

1. Расширение круга экспертов в области кохлеарной имплантации для поддержания работы ресурсного центра;

2. Сопровождение Интернет-портала, посвященного реабилитации детей после кохлеарной имплантации «Слышу. Понимаю. Говорю»;

3. Формирование методических ресурсов для лиц, участвующих в реабилитации детей после кохлеарной имплантации, и обеспечение бесплатного доступа к методикам по реабилитации;

4. Разработка развивающих дидактических материалов для детей младшего возраста, перенесших операцию по кохлеарной имплантации;

5. Оказание информационно-методического сопровождения и помощи родителям, самим инвалидам и специалистам, участвующим в реабилитации детей после кохлеарной имплантации;

6. Выявление и распространение позитивного опыта организации реабилитационной работы с пациентами, перенесшими операцию по кохлеарной имплантации.

 

Организаторы проекта:

АНО «Малыш и семья»

Совместно с НФ «Национальный фонд развития здравоохранения»

 

Научно – методическая поддержка проекта:

-ФГБУ «Научно – клинический центр отоларингологии ФМБА России»;

-Российская медицинская Академия последипломного образования Минздравсоцразвития.

Разрабока и создание сайта - ArtLib.ru & Илья