Москва, Дмитровское шоссе, д. 27 корп.1
+7 (495) 782 93 34
Методические пособия, игры и упражнения

Скриншот (29.09.2014 10-42-18).jpg

 

Давай поговорим. Новый аудиовизуальный курс по развитию обиходно-разговорной речи

 

В рамках реализации проекта «Ресурсный центр по реабилитации детей после кохлеарной имплантации» Автономная некоммерческая организация «Малыш и семья» рада представить Вашему вниманию новое методическое пособие – Аудиовизуальный курс «Давай поговорим». Данное пособие будет очень полезно лицам, участвующим в реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Оно сделано в виде красочных картинок и занимательных диалогов, которые поэтому будет очень интересно детям.

 

Пособие в картинках - Скачать

Пособие в разрезных картинках - Скачать

Сборник диалогов - Скачать

 


 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 



 

Проект «Ресурсный центр по реабилитации детей после кохлеарной имплантации» направлен на создание поддерживающей среды для лиц, участвующих в процессе реабилитации, а также повышение уровня и качества жизни детей после кохлеарной имплантации. В рамках проекта не только создан, но и активно развивается сайт http://slishim.ru, организована консультационная поддержка посетителей сайта ведущими специалистами в сфере кохлеарной имплантации, ведется информирование о возможностях реабилитации.

Совместно с экспертами проведена работа по подготовке методических пособий.

 

Методическое пособие, представленное в виде книги,  раскраски, а также видеоролика,  повествует об истории маленького мальчика с кохлеарным имплантом «История Вани».

Скачать раскраску

Скачать книгу  

Смотреть видеоролик 

 

Книга-пособие "Знакомство со звуками" познакомит Вашего ребенка с шестью основными звуками речи [м, у, а, ш, и, с]. Эти звуки используются специалистами при оценке качества настройки звукового процессора (уже через 3–6 месяцев дети любого возраста способны не только воспринимать, но и различать эти звуки на слух при условии наличия специально организованных занятий с ними).

Скачать книгу 

 

Игры на развитие слухового восприятия представлены в пособии «Давай послушаем». Предложенные в книге игры в первую очередь направлены на развитие слухового восприятия и действенного участия детей в познании звуков окружающего мира. Ребенок будет учиться обнаруживать и локализовывать звуки в пространстве, соотносить звучания с предметами, явлениями, действиями, понимать обращенную речь в игровых и бытовых ситуациях.

Скачать книгу 

 

В пособии «Путешествие Вани» раскрывается история маленького мальчика, который перенес операцию по кохлеарной имплантации

 и осваивает мир звуков. В книгу включены авторские упражнения по слухо – речевой реабилитации и о

на отвечает ведущим дидактическим принципам:

- целенаправленности,

- научности;

- связи обучения с жизнью;

- систематичности и последовательности;

- сознательности и активности;

- наглядности обучения;

- доступности;

- интерактивного подхода;

- воспитывающего и развивающего обучения;

- принцип прочности.

Содержание материалов построено с учетом последовательного перехода от простого к сложному, систематического проведения занятий, повторения пройденного с включением новых заданий.

 Методическое пособие «Путешествие Вани» поможет организовать родителям занятия с детьми в игровой форме, поддерживая постоянный интерес ребенка.

Скачать книгу 

 

Первые занятия с ребенком начинайте с выработки недифференцированного и дифференцированного восприятия неречевых звуков – определенным действием реагировать в ответ на звуковой раздражитель: показывать картинку с изображением игрушки, поднимать флажок, подбрасывать мячик, ставить фигурки на подставку, перекладывать игрушки, опускать бусинки в баночки, имитировать движения игры на музыкальных инструментах, собирать и разбирать пирамидки. Данные задания предлагайте вначале на расстоянии, при котором ребенок справляется, а далее старайтесь увеличивать расстояние до 6 и более метров. Обязательно учите ребенка ждать звуковой сигнал и действовать точно на его начало. После того, как ребенок будет справляться с этим заданием на слухо-зрительной основе, переходите к восприятию звуков только на слух. Первоначально предъявляйте высокочастотные звучания (шарманка, колокольчик, погремушка), затем – среднечастотные (деревянный ксилофон, камертоны), в конце – низкочастотные (низкочастотные барабаны, дудки). Учите ребенка понимать интенсивность звучания, которое сопровождайте словами «громко», «тихо». После того, как он овладеет пониманием, что звуки могут быть громкими или тихими, учите выделять звуки средней интенсивности, обозначайте данные звучания словом «хорошо». Отмечали наличие и характер реакций на различные по силе звуки, которые обозначали словами: «хорошо», «тихо», «громко».

Перед началом работы показывайте ребенку источник звука, давайте возможность послушать и воспроизвести самостоятельно его звучание, затем, опираясь на зрение и слух, выполнить необходимое действие. Таким образом, формируйте понятие «звук есть – звука нет». За каждый правильный ответ поощряйте ребенка. Например, на детский рисунок можно наклеивать картинки или наполнять вазочку красивыми цветами; рисовать для ребенка забавные рожицы или различные картинки. После того, как ребенок начинает справляться с заданием на слухо-зрительной основе, переходите к восприятию звуков на слух. Затем учите ребенка соотносить звуки с источниками и различать их при парном сравнении, при выборе из 3-х и более в зависимости от возраста, индивидуальных способностей ребенка (дифференцированное восприятие).

Приведем описание нескольких упражнений.

 

«Угадай, что звучит?»  

 Ребенка усаживают на стульчик посередине комнаты, предлагают внимательно послушать и запомнить звуки, например, стук в дверь и звон колокольчика. Затем ребенок закрывает глаза и слушает, а один из взрослых стучит в дверь или звонит колокольчиком. Ребенку необходимо определить источник звука. Сначала предлагайте для сравнения контрастные звуки и звуки, которые ребенок может слышать в бытовых ситуациях достаточно часто.

 

«Угадай, кто это?»

На столе перед ребенком разместите две звучащие игрушки, например, собаку и козу, которые могут издавать соответствующие звукоподражания. Покажите игрушку, назовите ее, положите к ней соответствующую картинку. Проделайте тоже действие с другой игрушкой. Поиграйте с игрушками, дайте ребенку с ними поиграть,  постоянно привлекая внимание ребенка к звучанию игрушки. Затем спрячьте игрушки за ширмой, а на столе оставьте предметные картинки. Воспроизводите звучания каждой игрушкой поочередно и просите ребенка показывать соответствующие картинки. Когда ребенок будет легко справляться с заданием, предложите набор из трех и более игрушек.

 

Угадай, кто это?

 

Игра «Эхо»

Возьмите два одинаковых набора музыкальных инструментов (в зависимости от возможностей ребенка и цели игры набор может включать от двух до 6 инструментов), отличающихся спектром звучания. Один набор дайте ребенку, другой оставьте у себя. Извлекайте звуки и предлагайте ребенку повторять Ваши действия. Затем за напольной ширмой сыграйте на одном из инструментов и попросите ребенка выбрать инструмент, который он услышал. Ребенок может не только поиграть на том же инструменте, но и выбрать предметную картинку с его изображением. По возможности, просите ребенка назвать данный музыкальный инструмент.

 

Игра "Эхо"

 

Игра «Кто успел, тот и сел»

Расставьте стульчики в комнате так, чтобы их было на один меньше, чем число участников. Вначале учите ребенка слушать звуки (можно использовать записи различных мелодий, а также музыкальные инструменты) и бегать вокруг стульчиков во время их звучания. Далее, когда звучание прекращается, дети должны занять место – сесть на стульчик. Усложнить игру можно так: предложите детям бегать вокруг стульчиков под звучание одного музыкального инструмента, а занимать место под звук другого. Таким образом, можно учить ребенка сравнивать звучание двух источников звука. Например, под звук тамбурина все участники бегают вокруг стульчиков, а на сигнал дудки – занимают место, садятся на стульчик.

 

Кто успел тот и сел

 

Игра «День - ночь»

Перед ребенком на столе лежит следующий набор звучащих предметов: тамбурин, цимбалы, свисток, тон-блок, кастаньеты. Предложите ребенку поиграть с ними, послушать и запомнить их звучания. Называйте каждый из них или читайте табличку-подпись и просите ребенка за вами повторить. Учите ребенка самостоятельно или игрушкой выполнять определенные действия под звучания каждого из музыкальных инструментов. Когда ребенок будет хорошо знаком с данными звучаниями, предложите ему данную игру. Попросите его закрыть глаза, а сами спойте на мотив колыбельной, следующие строки: «Ночь настала. Темно вдруг стало. Глазки (обращение по имени) тихо закрывай! Баю – бай!».  Когда ребенок «заснет», извлеките звук с помощью одного из инструментов. Далее на мотив веселой мелодии, спойте: «Солнышко встало! Утро настало! Глазки (обращение по имени) открывай! Что ты слышал (а), угадай!». Ребенок выбирает инструмент и играет на нем.

 

День-ночь

 

В дальнейшем учите ребенка определять количество звуковых сигналов, воспроизводить заданный ритмический рисунок.

 

Игра «Песенки»

Вместе с ребенком рассмотрите заранее подготовленные карточки, на которых изображены «поющие» птички с раскрытым клювом (ритмический рисунок изображен в виде ноток с точкой или чертой для обозначения длительности звучания, чередование короткого и длинного звуков). Для озвучивания картинки можно использовать глиняную птичку-свистульку или флейту. Вначале учите ребенка воспроизводить простой ритм (чередование короткого и длинного звука), соотносить последовательность звучаний с изображенным на карточке ритмическим рисунком. По мере овладения ребенком возможностью воспроизводить простой ритм и показывать его графическую запись, усложняйте данную игру, предъявляя все более сложные ритмы.

 

Песенки

 

Игра «Лесенка»

Вместе с ребенком постройте из кубиков лесенку и выберите одну игрушку, с которой будете выполнять следующие действия: вначале предложите ребенку прослушать звучания музыкального инструмента, далее повторите их, и помогите ребенку определить количество звуков. Для этого можно посчитать «на пальчиках», вместе с ребенком воспроизвести звуки  и переместить игрушку на соответствующую ступеньку лесенки. Когда игрушка окажется на верхней ступеньке лесенки, поменяйте источник звука и повторите игру еще раз, перемещая игрушку вниз по ступенькам.

 

Лесенка

 

Игра «Дорожки»

Рассмотрите вместе с ребенком карточку с нарисованными на ней дорожками разной длины (прерывистые линии с определенным количеством отрезков от одного до трех, пяти в зависимости от возможностей ребенка). Предложите ребенку провести машинку по одной из дорожек, выбрав ее в соответствии с количеством звучаний. Комментируйте игру так: «Машинка отправляется в путь. Для нее надо выбрать дорожку, по которой она поедет. Послушай звуки и определи их количество. Выбери дорожку, по которой поедет машинка». Можно разнообразить игру так: выберите две игрушечных машинки разного размера (большую и маленькую) или легковую и грузовую. Извлекайте звуки разной интенсивности для того, чтобы ребенок мог определить, какая машинка (большая или маленькая; легковая или грузовая) отправится в путь. Далее обозначьте на столе конечный пункт, куда должны приехать машинки, и разложите кубики в виде дорожки. Определяя громкость и количество звучаний, ребенок передвигает ту или иную машинку по «дорожке» вдоль кубиков. Взрослый может устроить соревнование с ребенком: «Чья машинка приедет первой?». В данном случае не только взрослый извлекает звучания, но и просит ребенка играть на музыкальном инструменте, причем громко или тихо. Выигрывает тот, чья машинка приедет первой.

 

Дорожки

 

Для тренировки слухового восприятия голоса, вычленения знакомых голосов (родителей, родных) можно использовать следующие игры:

 

«Игра в мяч»

Посадите ребенка на стульчик в середине игровой комнаты, а сами встаньте на одинаковом расстоянии от него.  Один из взрослых в руках за спиной держит мяч. По команде этот человек называет ребенка по имени, а второй взрослый имитирует беззвучную артикуляцию. Ребенку необходимо определить, кто из взрослых назвал его по имени, и указать на него. Если ответ правильный, взрослый         бросает мяч ребенку. Если ребенок ошибается и указывает неверно, то взрослый протягивает к нему «пустые» руки.

 

Игра в мяч

 

Игра «У кого игрушка спряталась?»

Каждый из взрослых в руках держит «чудесный мешочек». Вместе с ребенком выберите игрушки (маленького размера животных и птиц), которые затем спрячьте в один из мешочков. Определяя по звукоподражанию игрушку, помещайте ее в мешочек. Второй мешочек оставьте пустым. Взрослые обмениваются мешочками несколько раз так, чтобы ребенок не мог запомнить, у кого мешочек с игрушкой. Затем, тот взрослый, у кого в мешочке находится игрушка, произносит соответствующее звукоподражание, а другой – имитирует беззвучную артикуляцию. Ребенку необходимо по голосу узнать, кто из взрослых называет игрушку, и взять у него мешочек. Если ребенок правильно определяет по голосу взрослого, то игрушку вынимают и ставят на столик. Если мешочек оказывался пустой, то игру повторяют. После того как все игрушки оказываются на столике, предложите ребенку.

 

«Матрешки»

Сначала предложите ребенку разобрать матрешку, затем собрать каждую отдельно и выставить в ряд три матрешки: большая, средняя, маленькая. Далее познакомьте ребенка с тем, что матрешки любят танцевать и напевать песенки. Взрослый: «Большая матрешка напевает ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (громкий низкий голос). Маленькая матрешка напевает ля-ля-ля (голос нормальной громкости и высоты). Маленькая матрешка напевает ля-ля-ля (голос тихий и высокий). Давай потанцуем вместе с матрешками». Ребенок подражает голосу взрослого и выполняет танцевальные движения с матрешкой. После такой предварительной работы, ребенок выбирает игрушку по голосу самостоятельно и воспроизводит танцевальные движения с ней. В зависимости от возможностей ребенка, первоначально учите ребенка соотносить звучание с соответствующей по размеру игрушкой (громко – большая матрешка, тихо – маленькая игрушка, хорошо – среднего размера). После того, как ребенок научится самостоятельно соотносить звучание голоса с матрешкой соответствующего размера, учите выбирать одну из них при парном сравнении. Далее, можно использовать в одной игре до пяти матрешек: очень громко, громко, хорошо, тихо, очень тихо.

 

Матрешки

 

Для обучения ребенка реагировать на звуки речи [м, у, а, ш, и, с], формирования умения узнавать их на различном расстоянии можно использовать следующий набор предметных картинок и игрушек предложенный группой специалистов компании Advanced Bionics UK Ltd. В данный набор входят следующие игрушки: куколка [а]; ложечка [м]; змейка [ш]; заводная мышка [и]; паровозик [у]; волчок [с].

 

Приведем примеры игровых упражнений:

 

Ребенок воспринимает речевые звуки сначала слухо-зрительно и одновременно с сигналом выполняет определенные действия. Например, показывает картинку «змея» или играет с игрушечной змейкой в ответ на звук [ш__]; показывает на картинку «куколка» или «качает» куколку в ответ на звук [а__]. После того как ребенок сможет уверенно действовать на предлагаемые стимулы, он воспринимает речевые сигналы на различном расстоянии и выполняет действия. В данной ситуации от ребенка не требуется повторять услышанный звук. Однако если ребенок подражает звукам, имитирует их, его поощряют, хвалят.

 

«Разбудите меня»

Один из взрослых изображает спящего человека. По команде другой взрослый громко произносит звук [а]. Взрослый «просыпается» и «возмущается», что его «разбудили». Затем он опять «засыпает», и все повторяется. Второй взрослый привлекает к игре ребенка, просит его произносить звук, чтобы разбудить «спящего» взрослого. Далее предложите ребенку «заснуть». Учите ребенка «просыпаться» в ответ на звук. Если ребенок действует раньше предъявленного стимула, объясните ему, что звука не было, и вновь «уложите спать». Произносите  звуки, постоянно меняя продолжительность пауз между ними с тем, чтобы ребенок ждал сигнала и действовал одновременно с его началом.

 

Разбудите меня

 

«Кто в мешке?»

Когда ребенок научится соотносить звуки с игрушками, предлагайте задания по сравнению звуков при парном выборе: [м - с]; [м - ш];  [у - с]; [у - ш]; [м - и]; [м - а]; [у - и]; [у - а]; [а - и]; [а - ш]; [м - у]; [с- ш]. Когда ребенок научится сравнивать звуки, увеличивайте выбор до 5-и. Используйте пособие «Волшебный мешочек». Сначала назовите каждую игрушку, потом спрячьте их в мешочек. Попросите ребенка узнать, кто сейчас появиться. Скажите: «Ой! Кто там, в мешке? Он хочет с нами поиграть! Послушай: [ш  ]». Если ребенок показывает картинку (змея) правильно, взрослый говорит: «Змейка, это ты?! Ш-Ш-Ш, иди к нам!» и вынимает игрушку из мешочка. Если ответ ребенка неправильный, игрушку убирают обратно в мешочек. Данная игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не окажутся на столе.

 

«Покажи картинку, игрушку»

Перед ребенком выкладываем пары картинок или игрушек, и предлагаем выбрать в ответ на звук соответствующую картинку или выполнить определенные действия с игрушкой. Например, в ответ на звук [и_] - подкладывать предметную картинку с изображением мышки к парной картинке или игрушке, подражать движениям зверька, играть с заводной игрушкой, воспроизводить долгий звук [и_]. В ответ на звук [м_] - «кормить с ложечки» другие игрушки, находящиеся перед ним или мимикой выражать удовольствие, как будто ел что-то очень вкусное.

 

Покажи картинку

 

«Волчок»

На столе перед ребенком или на полу поставьте игрушечный волчок. Привлекайте внимание ребенка к звуку [с], поднесите его руку к своему подбородку, чтобы он почувствовал выдыхаемую струю. Затем начните долго произносить звук [с] и одновременно заведите волчок. Произносите звук так долго, пока крутится игрушка. Ребенок быстро заинтересовывается данной игрой. Поэтому предложите ему завести волчок в ответ на звук [с], а далее стремитесь, чтобы ребенок имитировал данное звучание самостоятельно. Данная игра способствует развитию у ребенка не только умения определять начало и конец звучания, но и формированию длительности речевого выдоха.

 

Волчок

Разрабока и создание сайта - ArtLib.ru & Илья